понедельник, 10 марта 2014 г.

Педагогические идеи "Через сказку к пониманию человеческих ценностей"


Через сказку к  пониманию человеческих ценностей.
                               Педагог-психолог
высшей квалификационной категории
                                                              Голованова Елена Владимировна,
                                            МБДОУ детский сад № 5
                                              г.Владимир.мкр.Оргтруд,
                                                        эл.адрес: helene-dache@mail.ru
В волшебный мир сказок ребёнок попадает уже в  раннем возрасте. Именно с детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. И именно через сказку ребенку можно привить те важные нравственно-этические нормы, которые приняты в современном обществе.  Знакомя детей со сказкой, я помогаю ребёнку понять окружающую действительность, так как любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу,  она  не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. А так как ребенок не любит наставлений, то сказка действует не напрямую, а  предлагая  образы, которые ему очень интересны и  жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.
  Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
 Сказка так же учит детей осторожности в проблемных ситуациях, помогает найти выход из затруднительных положений, что не маловажно в современном мире непростых человеческих взаимоотношений.
Сказка учит добру и сочувствию к окружающим людям. Именно  через понимание персонажей сказки, их чувств и эмоций, ребенок может прочувствовать ситуацию, поставить себя на их место, что в дальнейшем ему  поможет лучше понимать окружающих людей в реальной жизни.
Поэтому в  работе с детьми по обучению их конструктивным навыкам общения я стала использовать такие сказки, которые помогут им лучше социализироваться в современном обществе. Можно сказать, что эти сказки социальные.
 Предлагаю вашему вниманию ряд  сказок, которые я использую  в коррекционно-развивающей работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Многие сказки мне помогали сочинять дети. Мы даже создали свой рукописный сборник сказок, который называется «Сказки от кота Мурзика». Сказочный персонаж кот Мурзик приходит к детям на занятие и рассказывает им сказки. После прочтения сказки с детьми проводится беседа о том или ином нравственном качестве: доброте, сочувствии, взаимопомощи  и других, о его важности в жизни человека.
Сказка первая «Путешествие котенка Мурзика»
Однажды котенок Мурзик вышел на улицу погулять. На  клумбе возле дома росли красивые цветы и котенок решил их понюхать. Вдруг к цветам подлетела бабочка и села на один из них. Она была такая красивая , что Мурзик влюбился в нее и захотел с ней играть. Но бабочка почему-то испугалась Мурзика и полетела в лес. Мурзик побежал за бабочкой и заблудился. Он оказался на незнакомой полянке и замяукал. Вдруг из кустов раздалось чей-то голосок: «Пи-пи-пи»
-Кто это?- спросил Мурзик.
-Это я,  мышонок Пик. Ты почему плачешь?
-Я заблудился. Как мне вернуться домой?
-Не знаю ,-ответил мышонок,- я в городе еще не был.   Давай спросим у птичек.
-Давай.
-Птички-невелички, помогите мне, - замяукал котенок.
- Я  здесь,- ответила очень красивая птичка, - чем тебе помочь?
-Покажи мне ,пожалуйста, дорогу домой в город, я заблудился.
-Хорошо,- ответила птичка,- иди за мной и она полетела вперед.
Вскоре они увидели город и дом, где жил котенок Мурзик.
Вот мой дом, радостно закричал Мурзик, - спасибо тебе добрая птичка.
-Всегда рада помочь!- ответила птичка и полетела обратно в свой лес.
А Мурзик пришел домой и все рассказал своей маме. А она его не ругала, потому что он был честный и добрый.

Сказка вторая «Огурец-молодец и морковка, красная красотка »
                                                   1-ж
 Рос на грядке Огурец, добрый молодец. А на соседней грядке росла Морковка, красная красотка. Огурчик и Морковка дружили. Вместе в гости ходили на соседнюю грядку к тетушке Тыкве.
Однажды в огород забрался Зайчик-воришка. Он хотел морковку утащить. А огурчик увидел и давай в Зайчика семечками стрелять. Испугался Зайчик и в лес убежал. А Морковка Огурчик поблагодарила, красивый бантик подарила желтенький.  Теперь он у него на хвостике красуется.
Вопросы по сказке:
-Какой хороший поступок совершил Огурчик? Какой он по характеру?
-А как отблагодарила его Морковка?
-Ребята, скажите, а кого можно назвать настоящим другом?
-У ас есть настоящий друг? Расскажите о нем.

Сказка третья «Волчонок и Луна»
Скучно зимой в лесу. Тихо. Только поскрипывают в деревья от мороза. Холодно. Вышел Волчонок на полянку , уселся на тропинку: никого не видать. Все звери попрятались: кто в норке спит, кто в берлоге, кто в дупле. Поглядел он по сторонам - никого.  Поднял голову вверх и увидел Луну. Большая, круглая и тоже одна одинешенька.
«Хоть с ней поговорю, -  подумал волчонок и завыл-« У-У-У…..».
Испугалась Луна и спряталась за тучку. Боюсь волка.
Вопросы по сказке:
-Ребята, а почему Волчонку было грустно?
 -Как вы думаете, почему Луна испугалась Волчонка?
-А что нужно сделать, чтобы  у тебя появились друзья? Как можно помочь Волчонку?

Сказка четвертая «Сказка про кошку Мурку»
В одной деревне в маленьком домике жили старенькая бабушка и дедушка. И была у них серенькая кошка Мурка. Была она очень послушной кошкой: пила молоко из блюдечка, не царапалась и не разбрасывала клубки ниток.
Но однажды…. Дедушка и бабушка ушли в лес за грибами. А Мурке велели дома сидеть, да в окошечко глядеть. Ушли дедушка с бабушкой, а кошка Мурка у окошка сидит. Скучно ей стало. Вдруг мимо мышка бежит, торопится.
-Ты куда, мышка бежишь, - спрашивает кошка Мурка.
-В поле, колоски собирать. Скоро зима, нужно запасы делать,- ответила мышка.- Хочешь, пойдем со мной.
-А мне бабушка с дедушкой не разрешают одной на улицу выходить, -ответила кошка Мурка.
-А мы быстро, туда и обратно, они не узнают,- уговаривает  мышка .
-Ладно,- согласилась кошка Мурка, и они вместе побежали в поле колоски собирать.
Вот бегут они по дороге, а навстречу им пес Барбос.
-Вы куда так спешите, - спрашивает он.
-В поле колоски собирать, - отвечают друзья, - пойдем с нами.
-Пойдем,- радостно залаял пес Барбос.
Вот пришли друзья на поле, стали колоски собирать, много набрали, целый мешок.
А рядом паслась корова Ночка. Увидала она, что маленькие звери одни в поле гуляют  и спрашивает:
-А вы почему одни гуляете, разве вы волка не боитесь? Нельзя детям одним гулять.
Испугались друзья, что и взаправду волк их в лес унесёт и решили поскорее домой вернуться. Пес Барбос-дом охранять, кошка Мурка бабушку с дедушкой ждать, а мышка норку к зиме утеплять.
Вопросы по сказке:
-Как вы думаете ,ребята, правильно ли поступила кошка Мурка, когда ушла без разрешения из дома? Что с ней могло произойти?
 -А что нужно было сделать, чтобы тебя отпустили гулять?
-А какой хороший поступок совершила кошка Мурка, кому она помогла?
-Как вы думаете, какая по характеру кошка Мурка? А пес Барбос?

Литература:
1.М.М. Безруких «Сказка как источник творчества детей» М. Владос. 2001г
2.Л.Б.Субботина «Развитие воображения у детей». Ярославль.Академия развития .1996 г
3. А.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».М. Фомо. 2000г
4. Е.Синицина Серия книг «Через игру к совершенству» «Умные сказки», 1996



Комментариев нет:

Отправить комментарий